Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Мир искусства

Мир искусства (Б.М. Кустодиев, 1916-1920 г.) Художественное объединение, сыгравшее исключительно важную роль в истории русского символизма и модерна. Предыстория «Мира искусств» началась с группы «Невские пиквикианцы», образованной в 1887 г. учащимися петербургской частной школы Карла Мая — А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым и К. Сомовым для изучения истории искусства, в первую очередь живописи и музыки. В последствии к кружку примкнул С. Дягилев и Л. Бакст. Познания Дягилева в области изобразительных искусств, к которым он всегда питал интерес, стали быстро расширяться благодаря поездкам за границу. Там он завел знакомства с иностранными писателями и художниками и начал коллекционировать картины.

Под руководством Дягилева, ставшего главным идеологом группы, камерные «Невские пиквикианцы» превратились в экспансивный «Мир искусства». В объединение влились художники московской школы середины 1890-х годов (входившие в состав абрамцевского кружка) — К. Коровин, В. Серов, братья Васнецовы, М. Врубель, М. Нестеров. Именно их картины в начале 1898 г. были продемонстрированы на организованной Дягилевым и Философовым выставке русских и финских художников в Петербурге, а затем, летом того же года в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине.

Их первым масштабным публичным выступлением явилась «Выставка русских и финляндских художников», состоявшаяся в начале 1898 г. Наряду с членами кружка в ней участвовали А.М. Васнецов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, И.И. Левитан, С.В .Малютин, А.П. Рябушкин, В.А. Серов, а также финские мастера (А. Галлен-Каллела, А. Эдельфельт и др.). В том же году начал выходить журнал «Мир искусства»; его издателями были княгиня М.К. Тенишева и С.И. Мамонтов, главными же идеологами были Бенуа и Дягилев.

Дети (В. Серов, 1899 г.)Благодаря журналу укрепилась взаимосвязь символистских тенденций в литературе и изобразительном искусстве, чётче проступили параллели нового искусства России и Западной Европы, – русский изобразительный символизм окончательно самоопределился. На последующих выставках к «Миру искусства» примкнули И.Я. Билибин, А.Я. Головин, М.В. Добужинский, Д.Н. Кардовский, Е.Е. Лансере, М.В. Нестеров, А.П. Остроумова-Лебедева, Л.О. Пастернак, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, Н.К. Рерих, К.Ф. Юон, М.В. Якунчикова и немало других художников.

Главная идея объединения была выражена в статье известного мецената и знатока искусства Сергея Павловича Дягилева (1872—1929 г. ) «Сложные вопросы. Наш мнимый упадок». Основной целью художественного творчества объявлялась красота, причём красота в субъективном понимании каждого мастера. Такое отношение к задачам искусства давало художнику абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств, что для России было достаточно ново и необычно.

«Мир искусства» открыл для русской публики немало интересных и неизвестных ей ранее явлений западной культуры, в частности финскую и скандинавскую живопись, английских художников-прерафаэлитов и графика Обри Бёрдсли. Огромное значение для мастеров, объединившихся вокруг Бенуа и Дягилева, имело сотрудничество с литераторами-символистами. В двенадцатом номере журнала за 1902 г. поэт Андрей Белый опубликовал статью «Формы искусства», и с тех пор крупнейшие поэты-символисты регулярно печатались на его страницах. Однако художники «Мира искусства» не замкнулись в рамках символизма. Они стремились не только к стилевому единству, но и к формированию неповторимой, свободной творческой личности.

Классический период в жизни объединения пришелся на 1900—1904 г. — в это время для группы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. Художники устраивали выставки под эгидой журнала «Мир искусства». В процессе выставочного самоопределения «Мира искусства» базисное значение имели национально-романтические тенденции, продолжавшие «русский стиль», сложившийся в абрамцевском кружке. Другим, не менее (если даже не более) важным полюсом движения был программный «европеизм», которого придерживались члены-основоположники, входившие в первоначальный петербургский кружок.

Березовая роща (И. Левитан, 1885 г.)Разделение касалось и обострившегося интереса к национальному наследию: приверженцев «русского стиля» влекла допетровская Русь, «западников» – 18 столетие, рокайльно-классицистический «век Просвещения». В любом случае объединяющим началом служил пассеизм, романтический культ прошлого, которое противопоставлялось «вульгарной» современности в форме красочной стилизации или пародийного гротеска, поэтому особое развитие в искусстве этого круга получили книжный дизайн и сценография – с их замкнутыми в себе, узорчатыми мирами историко-ретроспективных грез и фантазий. Модернистский культ изысканно-театрализованной, «нездешней» красоты резко отделял «мирискусников» от несравнимо более консервативных «передвижников», но, с другой стороны, и от нарождавшегося русского авангарда, менее элегически-созерцательного и гораздо более активно открытого не только к прошлому, но и к настоящему и будущему.

Как цельное литературно-художественное объединение «Мир искусства» просуществовал недолго. Разногласия между художниками и литераторами привели в 1904 г. к тому, что журнал закрыли. Возобновление в 1910 г. деятельности группы уже не могло вернуть её былой роли. Но в истории русской культуры это объединение оставило глубочайший след. Именно оно переключило внимание мастеров с вопросов содержания на проблемы формы и изобразительного языка. Отличительной особенностью художников «Мира искусства» была многогранность. Они занимались и живописью, и оформлением театральных постановок, и декоративно-прикладным искусством. Однако важнейшее место в их наследии принадлежит графике.

Вечерние тени (К.А. Сомов, 1915 г.)
Вечерние тени. К.А. Сомов.
1915 г.

Пан (Михаил Врубель, 1899 г.)
Пан. М. Врубель.
1899 г.

Иллюстрация к поэме Пушкина Медный Всадник (А.Н. Бенуа, 1904 г.)
Иллюстрация к поэме Пушкина
«Медный всадник».
А.Н. Бенуа, 1904 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я