"Алексей Саврасов"
Служение высокому искусству может быть не только подлинным счастьем и божьим даром, но и глубочайшей жизненной трагедией. Именно такой роковой поворот произошел в судьбе замечательного русского пейзажиста XIX-го века, Алексея Кондратьевича Саврасова. Долгое время его имя упоминалось в обществе с оттенками малоприязненной жалости и даже презрения. Многие десятилетия в общественном сознании он оставался, причем совершенно незаслуженно, автором лишь одной гениальной картины...
Алексей Саврасов родился 12 мая 1830-го года в Москве в семье мещанина Кондратия Артемьевича Соврасова — купца третьей гильдии. Отец Алёши был человеком с тяжёлым характером и уготовил сыну будущее «по торговой части». А между тем Алексей ещё с детства проявлял склонность к рисованию, уже тогда обнаруживая большое художественное дарование. Его рисунки, которые он за деньги сбывал торговцам у Ильинских ворот и на Никольской, раскупались быстро и пользовались немалой популярностью.
В 1844-м году Саврасов поступает в московское Училище живописи и ваяния, но в том же году, из-за заболевшей чахоткой матери, ему приходится бросить обучение. Он снова поступает туда же в 1848-м году, и уже успешно получает художественное образование. Чтобы заниматься любимым делом, Саврасову пришлось выдержать жёсткое сопротивление отца, который, напрочь отрицая смысл каких бы то ни было «художеств», спроваживает Алексей вместе с картинами на чердак собственного дома. Жить на чердаке поздней осенью было не сладко — во все щели задувал пронизывающий ветер, было сыро и холодно, и только вмешательство московского обер-полицмейстера генерала Лужина положило конец этой экзекуции.
Алексею повезло с учителем — ныне незаслуженно позабытый Карл Рабус, руководитель класса пейзажа, в те времена был в кругу московских живописцев видной и прогрессивной личностью. Друг Гоголя, Венецианова, Иванова, знаменитого немецкого романтика Тика, однокашник Брюллова, он вводит Саврасова в мир искусства. Его дом был всегда открыт для юноши, предоставив столь необходимую для него художественную среду.
Художественная карьера Саврасова имела блестящее начало. Уже в 1850-м году за картины ««Камень в лесу у "Разлива". Вид в имении Лужина близ станции Влахернская» и «Вид Московского Кремля при луне» Саврасову официально присваивают звание художника. А далее случается знаменательный переворот в его жизни. В 1854-м году на пейзажи молодого живописца обращает внимание великая княгиня Мария Николаевна, бывшая тогда в должности президента Академии художеств. Саврасов столь понравился ей, что получает приглашение работать на её даче, находящейся между Петергофом и Ораниенбаумом. Его работы пользуются таким успехом, что в 24-ре года Саврасов становится академиком.
Конец 1850-х годов — время ещё больших успехов. Особенно значительным стал 1857-й год, когда после смерти Рабуса, Саврасов возглавляет класс пейзажа в московском Училище живописи и ваяния. Этой педагогической деятельности художник отдаёт двадцать пять лет. О её характере расскажет впоследствии его знаменитый ученик — Константин Коровин. Саврасов воспитает и ещё одного знаменитого питомца — Исаака Левитана, который достойно продолжил дело своего учителя, сделав «пейзаж настроения» признанным жанром русской живописи.
В том же 1857-м году значительное событие происходит и в личной жизни Саврасова. Он женится на Софье Карловне Герц, сестре своего однокашника и друга, Константина Герца.
В 1862-м году на деньги «Общества любителей художеств» Саврасов едет на лондонскую Всемирную выставку. Вообще на всём протяжении 1860-х годов Саврасов ведёт весьма активную общественную деятельность, его фамилия часто встречается во всевозможных отчётах и воспоминаниях того времени. Так в 1861-м году он становится ответственным за перевоз из Петербурга в Москву знаменитого полотна Александра Иванова «Явление Христа народу». В 1862-м году чуть ли не сверху вниз общается с тогдашней всеевропейской знаменитостью, живописцем из Швейцарии Александром Каламом. В 1867-м году посещает Всемирную парижскую выставку. В 1869-м вместе с художником Василием Пукирёвым издаёт «Курс рисования». В конце 1860-х годов становится членом правления «Товарищества передвижных художественных выставок», принимая активное участие в его создании.
В то время Саврасов тесно сходится с Василием Перовым, одним из основателей новой живописи. Они не только дружески общались и учили вместе молодых живописцев, но и работали вместе. Они настолько доверяли и ценили друг друга, что вносили отдельные детали в картины друг друга. Так Саврасов попросил Перова внести последние штрихи в свой «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» и написать бурлаков в одной из «волжских» картин. А сам он написал пейзажи в известных полотнах Перова «Охотники на привале» и «Птицелов».
В начале 1870-х годов Саврасов открывает для себя Волгу, становясь певцом её красот. С этой рекой связана целая эпоха его творчества. Несколько лет подряд художник каждый год приезжает на берега Волги, создавая прекрасные пейзажи. Именно в этих местах созданы знаменитые «Грачи прилетели», показ которых на первой выставке «Товарищества передвижных художественных выставок» имел ошеломительный успех. Больше такого публичного признания у Саврасова не было.
В дальнейшем в жизни художника наступает крутой и трагичный поворот. Жить ему становится тяжело как в материальном, так и в психологическом плане. Несмотря на творческие успехи, Саврасов был бедным человеком, денег не хватало даже на то, чтобы купить собственное жильё. Ему с семьёй приходилось жить в казённой квартире от Училища, что вызывало ощущение зависимости от работы. Трагично и начало семейной жизни живописца — все его четверо детей умирают в младенчестве. Неудачно складывается и дальнейшая творческая деятельность. Его новые картины встречают очень неоднозначно, а порой на Саврасова валится шквал обидных критических отзывов. После одного из них Саврасов решает больше не выставляться в Петербурге, а после 1881-го года и вообще прекращает принимать участие в выставках «Товарищества».
Отношения в семье Саврасова всё ухудшаются. Из-за жизненных бед художник всё более увлекается алкоголем. В 1876-м году он начинает страдать болезнью глаз и почти слепнет из-за прогрессирующего заболевания. По его собственному признанию, он часами не может различить форму предметов. В том же 1876-м году, из-за постоянных ссор, усугублённых пьянством художника, его бросает жена, переехав с детьми в Петербург. Впадая в запои, Саврасов откровенно манкировал своими преподавательскими обязанностями. До 1882-го года это еще сходило ему с рук, благодаря заступничеству Перова, но после смерти друга, смягчавшего обстановку, терпение начальства лопается. Саврасова выгоняют из училища, лишив его казённого жилья — его единственного пристанища.
С этих лет начинается его «хождение по мукам». Ставший бездомным, Саврасов скитается по ночлежкам и временным пристанищам. В эти годы художник обзаводится новой семьёй. Его гражданская жена — Евдокия Михайловна Моргунова — родила ему двоих детей. Но это обстоятельство не спасает художника. Всё больше погружаясь в пьянство, влача полунищенское существование, Саврасов всё больше опускается в яму безнадёжности и отчаяния — в мемуарах рисуется печальная картина его почти «распада». Хотя, говоря объективно, о полном «распаде» всё же говорить не приходится — Саврасов продолжает работать и в эти страшные годы. Пусть неровно и отрывочно, с повторениями, и сбывая свои работы чуть ли не за рюмку водки, но всё же не роняя высокого звания художника. Изданный в 1894-м году альбом его рисунков свидетельствует о том, что в русской живописи по-прежнему творит несравненный мастер.
«Крёстный путь» Саврасова обрывается в 1897-м году. 26-го сентября Алексей Саврасов скончался в больнице для бедняков. В последний путь великого живописца провожал лишь Павел Третьяков да швейцар из училища...
Через неделю Исаак Левитан напечатал в газете «Русские ведомости» прощальную статью, в которой называет своего учителя первым «лириком» отечественной живописи: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Какое-то время спустя искусствоведы признают, что именно Саврасов стал одним из родоначальников русского реалистического пейзажа, сумевшего в полной мере передать невыразимую поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов. А полотна замечательного мастера прочно заняли своё место среди подлинных шедевров мирового искусства.
Рожь | Сельский вид | Сельский пейзаж (Саврасов А.К.) |