Главная > О творчестве > Шедевры
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

 


Шедевры

Домик в провинции.Весна. 1878«Домик в провинции. Весна»

Картина написана на холсте при использовании масла. 1878 год.
Размер полотна составляет 43,8 на 32,5 сантиметров.
Картина находится в частной коллекции в Москве.

Данное полотно, как никакое иное может показать каждому почитателю творчества Саврасова не только его любовь к природе в целом, но и его довольно бережное и порой трогательное отношение к связанным с ней малейшим подробностям человеческого быта. Стоит лишь взглянуть на картину, вся картина воспринимается, как полнозвучный, красивый аккорд драгоценных красок.

Складывается впечатление, что автору удалось включить в картину все самые сочные и красивые цвета - глубокой синевы туч, сочного оранжевого цвета крыши и зеленых огоньков вешней листвы. Вскоре вам удастся заметить даже кошку, которая осторожно крадется к распевающей на коньке крыши птичке. Здесь же можно увидеть и клетку с канарейкой, и букетик ландышей в окне, и наседку с цыплятами, и другие «события» и приметы жизни этого уютного обжитого уголка в один из майских дней.

Исаак Левитан писал о творчестве своего учителя такие слова: «Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу... В этой простоте целый мир высокой поэзии».



Рожь. 1881 

«Рожь»   

Картина написана на холсте при использовании масла. 1881 год.
Размер полотна составляет 45,4 на 64 сантиметров.
Картина находится на хранении в Государственной Третьяковской Галерее. Москва.

По заслуженному мнению критиков и других известных художников, полотно «Рожь» относится к одному из лучших произведений Саврасова. Написано оно было в последний период творчества Саврасова.

Мотив, который после перелился на картину, возник в творчестве Саврасова раньше, в 1880 году. Молодой художник исполнил для альбома «Баян» большой рисунок к стихотворению Алексея Кольцова «Урожай». В рисунке, а затем и в картине наглядно проявилась присущая Саврасову связь с мотивами русской поэзии и народной песенности. Складывается такое впечатление, что картина как – будто приглашает зрителей в зал, где художник точно и чутко передает чувство шири, раздолья полей спеющей ржи, ее золотистый цвет, ощущение того, как ветерок по ней плывет - лоснится, золотой волной разбегается.

Довольно часто можно услышать сравнение данного полотна с работой Ивана Шишкина (1878). Становится очевидным родство, различие дарований этих художников: большая эпичность, своеобразная монументальность шишкинского взгляда на природу и несравненная музыкальность, тонкость «нервной системы» искусства Саврасова.


Грачи прилетели. 1871

«Грачи прилетели»

Работа над данным полотном была закончена в 1871 году.
Картина написана на холсте, при использовании масла.
Размер полотна составляет 62 на 48,5 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В названии этой картины уже слышны первые нотки замечательного, радостного провозглашения наступления нового времени года. Все в этой картине выглядит глубоко, все наполнено смыслом. Человек, который был ее создателем, явно чувствовал саму природу. Серенький весенний день. Корявые березки на окраине раскинувшегося на холме села. Но стоит только посмотреть на вестников тепла – они галдят, суетятся, обновляют свои старые гнезда, вьют новые. Воздух кажется свежим и пронзительно чистым. В проталинах каждый может увидеть как отражается голубое небо. Храмом Воскресения Христова в селе Молвитимо связана история написания данного полотна.

В селе возвышаются старинная церквушка и колокольня с облупившейся штукатуркой стен. Дальше можно увидеть просторы, где множество полей с нежно-лиловыми перелесками и белыми полосами снега, который еще не успел растаять. В данном полотне все кажется единым целым, единым ритмом. Вся картина наполнена легким дыханием предстоящей весны. С удивительным совершенством отзывается здесь художник на неуловимые смены состояний атмосферы, воссоздавая на холсте «не слепок, не бездушный лик», а ощущение жизни как единого трепетного целого. В картине столько радости весеннего обновления, и к этому причастны именно птицы, талый снег, дым, который кружит над деревянными крышами. Здесь невидно людей, самого автора, но здесь автор смог при помощи картины передать людям свое весеннее настроение.


Ярославль

Вид на Москву от Мазилова. 1861

Волга. Дали. (Саврасов А.К.)