Шедевры (продолжение)
«Камень в лесу у Разлива».
Картина была написана, как «Вид в имении И.Д. Лужина близ станции Влахернская»
Полотно является холстом, картина написана маслом. 1850 год.
Размер полотна составляет 44,5 на 60 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея является местом хранения и экспонирования картины, Москва.
Данная картина выглядит очень обаятельно. Полотно первоначально было представлена как некий этюд. В настоящее время этюд «Камень у маленького ручья» стал одной из тех работ Саврасова, за которые он получил звание внеклассного художника от Академии художеств училища живописи, ваяния и зодчества. Картина была написана в имении И.Д. Лужина, который являлся покровителем Саврасова.
На картине изображен огромный камень, на котором среди деревьев, на фоне синего неба, стоят, заглядывая в тенистый овраг, два ребенка. Два мальчика, которые изображены на картине, это барчук, сын владельца усадьбы, и деревенский мальчик, сын кормилицы в семье Лужиных. Вначале картина была на хранении и принадлежала самому Лужину, в советское же время полотно хранилось у потомков этого самого мальчика. Только в 1949 году картина была приобретена Третьяковской галереей .
Картина чрезвычайно привлекательна и необычна для своего времени живо переданным в ней пафосом «открытия» природы, приближения к ее подробностям. Кажется, как будто бы художник «лепит» кривые стволы, передает разнообразные формы прячущихся в тени камней, трав и грибов. В картине также отражается увлеченность Саврасова творчеством и романтикой Михаила Лебедева. Карл Рабус при отправке картины на выставку в петербургскую Академию художеств счел необходимым приложить к ней сопроводительное письмо с подтверждением самостоятельности своего ученика в ее создании. Картина была довольно самобытна.
«Вид на Москву от Мазилова»
Картина написана на холсте, при использовании масла. 1861 год.
Размер полотна составляет 61,5 на 90 сантиметров.
Полотно находится на хранении и выставляется в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Данная картина была написана в той местности, где сам Саврасов не редко проводил лето, это было неподалеку, в Кунцеве . Здесь также находились дачи коллекционеров Козьмы Солдатенкова и Павла Третьякова. В настоящее время данная часть старой Москвы застроена, но в те времена именно эта часть Москвы славилась своей живописностью, именно по этой причине имела большой успех у художников. Ее красота нашла отражение и на страницах известного труда историка Ивана Забелина "Кунцево и древний Сетуньский стан", романов Ивана Тургенева и Льва Толстого . Также эта местность напоминала и о событиях Отечественной войны .
Саврасов, как и в ранней работе «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», соединил в запечатленном здесь мотиве два плана: типичный сельский русский пейзаж с его полями, лугами и бедными жилищами и величавую красоту древней русской столицы, ярко освещенные белые здания которой виднеются вдали. Довольно тщательно написана фигура крестьянки, которая набирает воду из колодца. Такой взгляд на Москву «с точки зрения» народной жизни среди природы сам по себе был не просто «живописен», но и, конечно, нес в себе определенный социальный смысл. Также в этой местности Саврасов создал ряд других живописных картин. На одной из них написал столетний дуб, который одиноко стоит на берегу Москвы-реки, и знаменитую Кутузовскую избу , в которой в 1812 году было принято определившее судьбу России решение полководца.
«Лосиный остров в Сокольниках»
Картина написана Саврасовым в 1869 году.
Картина написана при использовании масла на холсте.
Размер полотна 62 на 88 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея является местом хранения и экспонирования данного полотна, Москва
Данное полотно первоначально было известно, как «Опушка Лосиного острова за Сокольнической рощей». Эта катрина является одним из тех произведений художника, где особенно наглядно проявились особенности его философии природы, его стремление выявить ощущаемый им в самых привычных ее проявлениях высокий смысл. О том, как целенаправленно добивался мастер обобщенного звучания, выражения волнующего его образного смысла, свидетельствуют сохранившиеся подготовительные материалы к работе. Для того, чтобы понять характер поисков Саврасова стоит сравнить два полотна – саму картину «Лосиный остров в Сокольниках» и натуральный этюд. Саврасов искал целостный образ, которые соединил суровое величие возносящегося к небу соснового бора и мирную, непритязательную красоту изрытой, покрытой сочной зеленью кочковатой луговины с задумчиво пасущимся на ней стадом коров.
«Печерский монастырь»
Картина написана в 1871 году.
Картина написана на холсте при использовании масла.
Размер полотна 45 на 90 сантиметров.
В настоящее время картина находится в частной коллекции в Москве.
Данная картина является одним из первых полотен, которые были выполнены в довольно длинном ряду волжских пейзажей Саврасова. До наших времен сохранился и этюд к этому полотну. Работу над мотивом картины Саврасов начал, когда находился в поездке на Волгу летом 1870 года. Первый вариант картины находится на хранении в Нижегородском художественном музее . Первоначально он был приобретен П.М. Третьяковым к концу года, но после картина все таки дорабатывалась автором. Картина после этого была датирована 1871 годом. В том же году был написан и вариант композиции, которую мы можем увидеть сейчас.
На этом полотне Саврасов проявил свой интерес к старинной русской архитектуре, понимание ее живописной красоты, связи с природой. Картина относится к тем работам художника, которые оказали большое влияние на русских пейзажистов следующего поколения, прежде - всего на Исаака Левитана . Саврасов довольно точно передает зрителям формы Воскресенского собора , колокольни и стен одной из древнейших и известнейших обителей нижегородского края.
Известно, что Печерский монастырь был основан в XIV веке и славился находившейся в нем чудотворной киевской иконой Богоматери и редчайшими рукописями. В такие моменты архитектурные памятники остаются лишь частью величественной панорамы и целостности полотна. Панорама же отлично включает в себя и расположившиеся на пологом склоне среди палисадников строения слободы, и песчаную отмель, светлый луг на дальнем берегу Волги. В пейзажах Саврасова отлично прописано небо, это является одной из основных отличительных черт художника.
Берёзы. Половодье (А. Саврасов) | Печерский монастырь под Нижним Новгородом (А. Саврасов) | Дворик. Зима (А. Саврасов) |