Главная > Жизнеописание > Передвижничество
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

 


Участие в Товариществе передвижных художественных выставок

1863 г. 14 лучших художников выпускников Петербургской академии художеств, допущенных к конкурсу на большую золотую медаль, потребовали от академического начальства права свободного выбора темы конкурсной картины в соответствии с наклонностями каждого. (А им были заданы один мифологический и один классический ландшафтный сюжеты.) Получив отказ, "бунтари" вышли из состава Академии и организовали петербургскую "Артель художников". Это была первая организация независимого нового искусства.

К 70-м годам новые эстетические идеи так завладели умами русских художников, что появилась потребность в объединении художников - реалистов всей России, чтобы целеустремлённо проводить в жизнь дорогие всем принципы. Идея Товарищества передвижных выставок, предложенная Г. Г. Мясоедовым, В. Г. Перовым, Н. Н. Ге была горячо одобрена художниками Москвы и Петербурга. Они принадлежали к поколению новых людей - "разночинцев", пришедших в общественную и культурную жизнь в эпоху реформ и преобразований. Им близка новая эстетика, основой которой стало критическое осмысление мира, желание силой искусства способствовать не только исправлению нравов, но и преобразованию жизни.

Первая выставка состоялась в 1871 г. Передвижники испытали воздействие общественных и эстетических взглядов В. Белинского и Н. Чернышевского. Большую роль в формировании их творческой программы сыграл критик В. Стасов, П. Третьяков материально поддерживал передвижников, приобретая их произведения для своей галереи.

Передвижники были убежденными реалистами, а выдвинутая ими программа народности искусства выражалась в изображении типических сторон и многогранных характеров социальной жизни, часто с критической тенденцией ("Земство обедает" Г. Мясоедова, 1872 г., "Встреча иконы" К. Савицкого, 1878 г.). Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта ("Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" В. Максимова, 1875 г.), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характеров ("Бурлаки на Волге" И. Репина, 1873 г.), богатство и величие родной природы (пейзажи А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана), героические страницы национальной истории (картины В. Сурикова) и освободительного народного движения ("Арест пропагандиста", 1892 г.; "Отказ от исповеди", 1885 г.; "Не ждали", 1888 г., И. Репина). Большое значение в их творчестве приобретают социально бытовой и "документальный" портрет ("Курсистка" Н. Ярошенко, 1883 г."документальные" портреты также создавали Врубель, Сомов и многие западноевропейские художники - Сера и Сезанн), пейзаж, а позже  -  историческая  живопись
В. Васнецова (После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880 г."Слово о полку Игореве"), где главным действующим лицом выступает народ ("Утро стрелецкой казни" В. Сурикова, 1881 г.).

Образы русской народно-сказочной фантазии оживают на полотнах Произведения В. Сурикова, И. Репина, Н. Ге, В. Васнецова, И. Шишкина, И. Левитана, представляющие собой вершины передвижнического реализма, отличаются свободной, широкой манерой письма, передачей световоздушной среды с помощью рефлексов, цветных теней, свободой и разнообразием композиционных решений. Характерной особенностью творчества передвижников было обращение к религиозным сюжетам, образу Христа в поисках истины, нравственного идеала, способности к самопожертвованию во имя человека (Ге Н.Н. 1831-1894. "Что есть истина?". "Христос и Пилат". 1893).

Несомненно, что творчество передвижников оказало огромное влияние  и на  молодых  художников того времени (В. А.Серов). Начав свой творческий путь как передвижник,  Серов шел от натурализма к условности художественного  языка и  стал известен как  живописец, иллюстратор (иллюстрации к басням  И. А. Крылова), театральный художник.

Товарищество поставило перед собой серьезную просветительскую задачу: ознакомить с отечественным искусством не только столичного, но и провинциального зрителя. Ежегодно, с 1871 по 1922 гг., передвижные выставки посещали до 20-30 городов.
Последняя 48 - я выставка ТПХВ состоялась в 1923 г.


Печерский монастырь под Нижним Новгородом (А. Саврасов)

Дворик. Зима (А. Саврасов)

Зимняя дорога (А. Саврасов)