Карл Рабус
Увы, но имя Карла Ивановича Рабуса известно не для многих. А когда-то, в середине XIX века, его роль в отечественном, московском искусстве была поистине велика. Он был один из самых образованных русских художников, сочетал увлечение философией и литературой с серьезным интересом к естественным наукам. Ему удалось окончить петербургскую Академию художеств, после этого он долгое время провел в в Германии. Там же он и подружился с одним из крупнейших писателей-романтиков Людвигом Тиком и автором известного труда «Иконография» ботаником Карлом фон Рейхенбахом, впитал важнейшие идеи современной эстетики и живописи.
После возвращения в Россию он решил остаться жить в Москве. А в 1844 году при помощи Михаила Орлова, который играл не последнюю роль в художественной жизни Москвы, начал свое преподавание в МУЖВ. Именно этому человеку удалось плодотворно применить достижения западноевропейской культуры соответственно особенностям русской живописи и став учителем ряда замечательных пейзажистов. В те времена перед художниками, которые осваивали природу в России, стояло довольно много крупных задач. Они никак не могли найти выход из ситуаций: каким образом, не теряя обретенного в сентиментально-романтическую эпоху идеального чувства натуры как единого прекрасного целого, приблизиться в ее изображении к чувствам и мыслям реальных людей, национальной истории и повседневной жизни. В этом же направлении двигалась и литература того времени, например, поздний Пушкин, Гоголь (друг Рабуса), Аксаков, молодой Тургенев.
Довольно благоприятна оказалась атмосфера культурной жизни Москвы для освоения родной природы и края. Москва, как ее в то время часто назвали – «Большая деревня» стала благоприятным началом. Именно здесь с конца 18 века жили традиции карамзинского «сочувствия с природой». Именно здесь с большой любовью проходили изучения родной природы, быта народа. По рождению и духу истинным москвичом можно назвать великого художника Венецианова. По словам современников, он первый из живописцев России посмотрел природу именно там, где она была во всей своей красоте. Ведь Венецианов жизнь провел рядом с селянами, рисовал поселения, сельские виды, писал и на сельских праздниках. Также ему удавалось замечать изменения света в различные часы дня, при различной погоде, в разные времена года. Довольно важным этапом стали утверждения и принципы «доброго Рабуса» по словам самого Венецианова. В лучших работах этого автора романтическая эмоциональность соединяется с точностью видозаписи.
Он просто влюбился в Москву. Именно он один из первых русских художников, который смог передать прекрасную красоту старых московских храмов в их связи с природой, льющимся с неба светом, изображая их в таинственном ночном освещении. Романтики назвали свет на его картинах - «идеальным, сияющим в пространстве». Картины, которые он писал, отличались своей необычной красотой и духовностью, например «Вид Спасской башни в Московском Кремле при луне», «Вид на Алексеевский монастырь», «Стены Новодевичьего монастыря в Москве». Именно его кисти принадлежат поэтические виды Москвы с Воробьевых гор и изображения тогдашних московских окрестностей: Кусково, Фили, Царицыно, Архангельское.
Именно этот великий художник открыл всем желающим красоты и прекрасные виды Звенигорода, впоследствии ставшего своего рода «Барбизоном» московских художников. Также стоит обратить внимание на картину «Вид Саввинской слободы под Звенигородом», которая расскажет о великой красоте этого места. Рабус был довольно ценен как живописец, но главным его вкладом в живопись стала его педагогическая деятельность.
Он обладал неописуемым даром слова, поэтому сумел приобщить своих воспитанников к понимаю высоких задач живописи. Он помогал им найти выражения высоких идеалов бытия. Александр Иванов не раз говорил, что считает каждое слово Рабуса настоящим подарком. Рабус передавал своим ученикам прочные знания основ мастерства рисунка и живописи. Рабус читал своим ученикам лекции по теории красок и эстетике, материал лекций основывался на сочинениях Леонардо Да Винчи и Гете. Также его ученикам приходилось изучать историю искусств, они копировали классические работы (Караваджо, Веласкеса), но в то же время вместе со своим учителем работали на натуре.
Сам же Рабус не раз подчеркивал, что самым большим и великим учителем является сама природа. В программе обучения училища отсутствовали общеобразовательные предметы, не все ученики могли усвоить уроки Рабуса. Но те из них, кому удавалось постичь его науку, становились образованными, широко мыслящими художниками. Больше всего это относится к таким ученикам Рабуса, как Владимир Амон, Константин Герц, но, прежде всего, это относится к Саврасову.
Лунная ночь над озером (Саврасов А.К.) | Ранняя весна. Оттепель (А. Саврасов) | Берёзы. Половодье (А. Саврасов) |