Становление
Становление Саврасова как художника происходило довольно быстро. В 1848 году он уже не только копировал работы Айвазовского, но и написал несколько небольших видов с Воробьевых гор. Также Саврасов был отмечен в отчете Московского художественного общества, как ученик, который представил самые лучшие эскизы. В следующем году по совету своего учителя и при материальной поддержке мецената И.В. Лихачева Саврасову удалось поехать на Украину.
Результатом этой поездки можно считать ряд работ, после которых о Саврасове стали говорить, как о молодом живописце, как о надежде русского искусства того времени. Через год после этого Совет Московского художественного общества посчитал Саврасова уже довольно зрелым художником для окончания училища и получения звания художника, присвоенного Саврасову за «Вид Московского Кремля при лунном освещении» (1850, частное собрание, Москва) и «Камень в лесу у Разлива» (1850).
В этих полотнах живо можно было ощутить присущую Саврасову высоту, физическую силу, но скромную чуткость к красоте и к способности возвышенно-поэтически и в то же время бесхитростно-правдиво чувствовать и воплощать на холсте образы природы. В этом плане довольно интересно взглянуть на работу «Виды из окрестностей московских». Картина была написана летом 1850 года в имении его покровителя И.Д. Лужина Кузьминки близ станции Влахернская. Это одна из умиротворенных картин. Красоту картины невозможно объяснить словами, благодаря прекрасной передаче предвечернего света.
«Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами» наглядно показывает зрителю близость Саврасова к традициям великого художника Венецианова и его ученикам. Но стоит заметить, что у Венецианова поэтика носила идиллический характер, а вот у Саврасова сохраняется поэтичность мировосприятия. В этом же имении создавалась и другая работа Саврасова – «Камень в лесу у Разлива». Кому-то данное полотно может показаться неуклюжим по композиции. Но привлекательным в ней является интерес к жизни таинственного тенистого лесного уголка.
У Саврасова была необычайная способность вдумчиво осваивать традиции предшественников – романтиков, но в это же время он развивает их в направлении к естественности, реалистичности. Это ярко проявилось в работах 1851 года. Это можно заметить в таких картинах, как «Перед грозой. В усадьбе», которая в наше время находится в частном собрании, «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду». Эти работы немного перекликаются с пейзажами Максима Воробьева, перекликаются эти работы контрастным освещением, ломающимися деревьями, подчеркнутыми эффектами. Именно эти фактора помогали автору выразить драматизм, бурные чувства.
Работы Саврасова отличаются от работ его современников тем, что «...передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню и грозе». На первый план показательно вышел вид на Кремль. Также Саврасов показал зрителю убогий шалаш-хижину и бегущую от грозы бедную женщину с ведерком. Саврасов был выходцем из народа, на протяжении всей своей жизни он воспринимался неотрывно от жизни людей труда. С тех пор его работы станут цениться еще сильней.
Работы Саврасова населяли крестьяне и рыбаки, пасечники и чумаки вместе с их каждодневными заботами, тревогами. Соразмерность, дружественность бескрайних далей живущему и трудящемуся на земле человеку переданы в пейзажах, исполненных Саврасовым в начале 1850-х годов по впечатлениям от поездки на юг России и Украину.
Большинство полотен составляют виды «чудного приволья», открытых пространств, расстилающихся под высоким, ясным, золотистым у горизонта небом. Для примера можно привести картины «Степь днем» и «Украинский вид», которые находятся на хранении в Государственной Третьяковской галерее.
Данные полотна отличаются от других работ Саврасова своим плавным, спокойным рисунком, деликатной и довольно ласковой живописью, прозрачной светотенью и нежностью. Видный критик, который преподавал в МУЖВ, Николай Рамазанов не раз справедливо писал о них в журнале «Москвитянин»: «пейзажи г. Саврасова ...дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу».
Многие считают, что в «степных» работах Саврасова, как и в других народных образах выразилась мечта молодого художника о народной воле. Именно в работах Саврасова, которые отличались настоящей мелозвучностью, мелодичностью и буйством красок, нашел отклик своеобразный вопрос той эпохи - освобождение крестьян.
Очевидная незаурядность работ Саврасова, экспонировавшихся в 1854 году на выставке в МУЖВ, привлекла внимание и «августейших» любителей искусства. Великая княгиня Мария Николаевна, которая являлась президентом Академии художеств (из стен академии вышли такие классики русской живописи как Репин, Суриков, Поленов, Васнецов, а позже Серов, Головин и Врубель), приобрела картину «Степь с чумаками вечером». Музей Академии художеств — одно из старейших художественных собраний Санкт-Петербурга и первый в России публичный музей. Возникший почти одновременно с самой Академией, основанной И.И. Шуваловым в 1757 году в царствование императрицы Елизаветы Петровны, он с самого начала имел целью воспитание будущих художников на совершенных образцах искусства. Годом основания музея считается 1758 г. Основой собрания стала коллекция Шувалова, в которую входило более ста картин и рисунков европейских мастеров. В настоящее время картина находится на хранении в Государственном музее. Мария Николаевна стала президентом Академии в 1861 году, и уже на следущий год Музей пополнился ценнейшими экспонатами коллекции графа Н.А. Кушелева-Безбородко. В ее составе было 466 картин и 29 скульптур. Наиболее же ценной для учеников Академии ее частью оказалась современная живопись французских мастеров: Э. Делакруа, Ж.- Ф. Милле, Г. Курбэ, Ж.- Б. К. Коро, Т. Руссо, К. Тройона.
Позже Саврасову предложили отправиться в загородную резиденцию княгини Сергиевка для написания видов с натуры. Сергиевка находилась между Петергофом и Ораниенбургом. Написанные Саврасовым там картины, такие как «Морской берег в окрестностях Ориниенбурга» и «Вид в окрестностях Ораниенбаума» оказались удачными настолько, что осенью этого же года Саврасову было присвоено звание академика.
В это время Саврасову было всего 24 года. Именно в этих картинах вылились открытия, которые Саврасов сделал еще в картине «Камень у разлива». Саврасов сочетал в данной картине изображения морских далей и нагретой лучиками солнца полянки. Именно здесь автор позволяет нам ощутить бесконечность пространства, но в то же время невозможно оторвать глаза от прелести и того количества многообразий, которые находятся рядом с нами. Автор отлично передал на полотне листву деревьев, ее форму, сложную окраску, а также множество камней, который поросли мхом, папоротники, лопухи, грибы, которые виднеются среди травы. Через два года после написания картины, она была приобретена Павлом Третьяковым. Таким образом, данное полотно стало одним из первых картин, которые позже стали прославленной коллекцией Третьякова.
В 1855 году Саврасов возвращается в Москву. Он продолжал работать в своих любимых окрестностях. Довольно любопытной является оценка, которая была дана работам Саврасова близ Кунцево. Статья имела знаменательное название «Классико–романтический разговор по поводу выставки». Анонимный автор уверял всех, что в творчестве Саврасова есть достоинства, которые могут удовлетворить ценителей искусства самых разных поколений. Здесь есть и гармония, и строгость рисунка и классика. Сам же автор статьи выше всего оценил в работах Саврасова простоту, изучение натуры и верность характера, то есть качества, соответствующие реалистическому направлению, утверждение которого и стало основной задачей Саврасова, как и других лучших русских художников того времени.
В 1857 году в жизни великого мастера кисти произошли важные перемены. Он женился на Софье Карловне Герц, сестре его соученика и приятеля Константина Герца и искусствоведа Карла Герца, одного из самых просвещенных людей Москвы, основателя кафедры истории искусства в Московском университете. В это же время ему предложили сменить на посту и должности преподавателя пейзажного класса училища умершего Рабуса. Хотя он сам еще недавно его окончил. Новый этап в жизни молодого художника совпал по времени с «эпохой реформ», наступившей в России вскоре после смерти Николая I и поражения России в Крымской войне.
Стремление к правдивому слову о русской действительности, о тяжелой судьбе крестьянства, потребность в общественном «покаянии» и демократизации различных сфер деятельности, столь характерные для той поры, наглядно проявились и в искусстве. В творчестве Саврасова менялись и историко-художественные ориентиры.
Настали времена новой живописи, в которой был актуален критически заостренный реалистический бытовой жанр. Особо большое развитие данный жанр получил в Москве. Больше всего его можно было наблюдать в творчестве Василия Перова. Все более конкретным, «бытовым» становилось и восприятие природы. Судьба народа, его история и современная жизнь постигались русскими реалистами.
Дворик. Зима (А. Саврасов) | Зимняя дорога (А. Саврасов) | Весенний вечер. Ольха цветет (А. Саврасов) |